Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 97 человек

Классное руководство

Дата: 2 октября в 12:12, Обновлено 17 октября в 15:49







Внимание! Конфликт. Что следует помнить педагогу?

• Конструктивное решение конфликтных ситуаций — необходи¬мый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.
• Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
• Если ученик бросил вызов учителю, значит,  у него есть на это причина.
• Каждая конфликтная ситуация - острый сигнал о неблагополу¬чии в развитии ребенка или целого коллектива.
• Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
• Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.
                                          Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!
Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения.
1. Не следует за каждым отрицательным поступком школьника ви¬деть только отрицательные мотивы.
2. Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учите¬лей при опосредованном способе воздействия.
4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специаль¬ных приемов оценки его личности.
5. Хорошо организованная совместная деятельность сближает лю¬дей и повышает их авторитет.
6. Предупредительность и корректность поведения учителя снижа¬ет напряжение в общении.
                                          Профилактика конфликтов в ученическом коллективе
Можно значительно уменьшить количество конфликтов в учени¬ческом коллективе, если заниматься формированием межличностных отношений в классе, организацией общения детей.
Для этого педагогам необходимо:
• изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявлять лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
• определить детей с низким статусом, обычно это слабые или про¬сто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством созда¬ния для них «ситуации успеха»;
• организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспе¬чивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаи¬модействия;
• формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;
• организовать проведение игрового тренинга общения, способ¬ствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.


Примерная схема социально-педагогического портрета семьи

  1. Социальный блок.
  • Ф.И.О. родителей/родителя, Ф.И.О. детей (в возрасте от рождения до 18 лет), в случае, если в семье только ожидается появление ребенка, указать это. Состоят ли родители в браке? Указать наличие иных членов семьи.
  • Адрес места жительства семьи, указать учреждения образования; которые посещают дети этой семьи.                                        
  • Образование родителей: что закончили и когда, имеют ли профессию.
  • Состояние здоровья родителей: стоят, ли на учете у нарколога или других специалистов, имеют ли инвалидность и т.д. 
  • Место работы родителей, если не работают, то с какого времени; стоят ли на учете по безработице. Выяснить и указать, частоту сменяемости мест работы, причину увольнения с последнего места работы, если увольнение было.
  • Причина неблагополучия семьи. Подробно описать положение и поведение родителей и детей (в том числе указать, склонны ли дети к совершению противоправных действий, стоят ли на учете в ИДН, на внутришкольном учете и т.д.).
  • Социально-бытовые и материальные условия семьи:
  • Наличие жилплощади, ее благоустроенность, принадлежность (квартира государственная, кооперативная, служебная, колхозная, если дом частный - то кому принадлежит).
  • Наличие земельного/приусадебного участка, его состояние, обработанность;
  • Из чего состоит доход семьи (наличие социальных пособий и иных выплат).
  • Состояние здоровья детей, (здоровы, имеют установленные особенности психофизического развития, хронические заболевания (данными располагает школьный врач, медсестра), имеют инвалидность). Соответствует ли развитие детей возрастной норме, или имеется отставание (данными располагает школьный психолог, дефектолог). Проявляют ли родители заботу о здоровье детей, сделаны ли детям профилактические прививки, выезжают ли дети на оздоровление в летний период.
  • В отношении детей школьного возраста указать: состояние школьной успеваемости детей (имеют ли пропуски занятий, оставлялись ли на повторный курс обучения, аттестованы ли по всем предметам, средний балл успеваемости за последнюю учебную четверть); вовремя ли родители оформили детей в школу.
  • Привлекались ли родители к суду, если да - за какие преступления.
  • Привлекались ли и за что к ответственности дети.
  • Выяснить и описать наличие и прочность родственных связей, насколько часты контакты с родственниками, оказывается ли помощи семье с их стороны.
  • Каковы взаимоотношения данной семьи с соседями.
  • Каков круг общения, есть ли близкие друзья. В чем выражаются дружеские связи и контакты (совместная обработка приусадебного участка, совместное распитие спиртных напитков и т.д.).
    1. Педагогический блок.
  • Степень заинтересованности родителей в судьбе детей (в том числе будущих): посещают ли родительские собрания, контактируют ли с работниками школы, сельсовета, медиками, или уклоняются от всяких контактов.
  • Стиль отношения родителей к детям: укажите методы воспитания в семье, склонны ли родители к жестокому обращению с детьми, если да, то в чем это выражается.
  • Выяснить и указать, в каких семьях воспитывались сами родители: в полных-неполных, много-малодетных, воспитывались родителями или опекунами, родственниками, в интернатах.
  • Указать, считают ли родители свою семью проблемной и почему? Если "да", то какие пути решения проблемы они видят? Соотносят ли семейное неблагополучие со своим поведением, или с поведением своих детей
  • Выяснить, что послужило толчком к возникновению семейных проблем неурядиц? Когда (указать время) их семья стала испытывать особые трудности (рождение очередного ребенка, уход из семьи отца/матери, возвращение или отправка в тюрьму родителя/родителей, потери, какой-либо собственности (сгорел дом), потеря работы, переезд в другую местность и т.п.).
  • Кто или что, по мнению родителей, может помочь в исправлении и нормализации их бедственного семейного положения. Нужна ли им помощь из вне, в какой форме (материальная, помощь в поиске работы, помощь в решении жилищной проблемы, и т.д.).
  • Кому из специалистов, работающих с их семьей или их детьми, родители доверяют, о ком отзываются пренебрежительно, кого откровенно не желают видеть и почему, чем они это объясняют?
  • Как родители представляют будущее своих детей, как планируют их жизнеустройство после школы.

Примерная комплексная характеристика несовершеннолетнего, состоящая на учете ВШК или ИДН

  1. Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется совместно с врачом).   
  1. Общая оценка здоровья учащегося (по данным меди­цинской карты).
  2. Признаки повышенной нервозности: отсутствуют; повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспыш­ки гнева, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным дей­ствиям, садизм, другие признаки.
  3. Патологические влечения:
  • курит (не курит, курит эпизодически, систематически);
  • употребляет спиртные напитки (не употребляет, упот­ребляет эпизодически, систематически);
  • употребляет токсико-нарковещества (не употребляет, употреблял однократно, систематически).

1.4.     Состоит на диспансерном учете, по поводу чего.

2. Психологическая атмосфера семьи:

  • благоприятная;
  • неблагоприятная;
  • крайне неблагоприятная.

2.1. Данные о родителях (отец, мать): образование, про­фессия, место работы. Другие члены семьи.

2.2. Тип семьи:

  • благополучная (родители морально устойчивы, владе­ют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительна);
  • неблагополучная, в т. ч.:
  • педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания); отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интере­сах, о поведении ребенка вне школы);
  • нравственно-неблагополучная (асоциальная; родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
  • конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы).

2.3. Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

  • семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
  • чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
  • попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);
  • сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т. д.).

2.4. Организация режима труда и отдыха:

  • какие обязанности выполняет в семье;
  • соблюдается ли режим дня;
  • кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания;
  • как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей.

3. Особенности учебной деятельности.

3.1. Успеваемость учащегося.

3.2. Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное.

3.3. Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, низкие.

3.4. Мотивы учения: познавательный интерес к предме­там, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверж­дению в группе сверстников.

4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу.

  1. Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), пред­почитаемый, принятый, отвергаемый, изолированный.
  2. С кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния.
  3. Взаимоотношения с другими одноклассниками: дело­вые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается.
  4. Манера, стиль общения с окружающими:
  • доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебивать себя, нелегко признает свою неправоту);
  • экстраверт (постоянно направлен на общение, легко вхо­дит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окру­жающим);
  • интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочи­тает общению деятельность, в разговоре немногословен).

4.5.     Отношение к общественному мнению:

  • - активно-положительное (стремиться исправить недо­статки, учесть замечания и т. д.);
  • - пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
  • - безразличное (не реагирует на критику, не меняет по­ведения);
  • - негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведе­ния не меняет).

5. Отношение к общественной деятельности и общественно - полезному труду.

5.1. Отношение к общественным поручениям: с готовнос­тью, без видимого интереса, отказывается.

  1. Выполнение общественных поручений: добросовест­ное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с ини­циативой,
  2. Отношение к трудовым делам класса: принимает ак­тивное участие, безразличен, демонстративно отказывается.
  3. Отношение к физическому труду:
  • положительное (трудолюбие, часто предпочитает физический труд умственному, имеет золотые руки);
  • равнодушное (не выделяет физический труд как интересную деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы);
  • отрицательное (ленив, трудится недобросовестно, под нажимом, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно).

5.5. Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества.

6. Направленность интересов.

6.1. Проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, техническая, общественно-политическая, организаторская, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая и т. д.), спортивная деятельность.

6.2. В каких кружках (секциях) состоит, состоял.

6.3. Культурный кругозор: посещает ли и насколько часто театры, выставки; каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически).

7. Особенности сферы свободного общения учащегося.

7.1. Сколько времени уделяет «уличному» общению в течение недели, часы вечернего прихода домой.

7.2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние оказывают на учащегося.

7.3. Постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб, двор, подъезд и т. д.).

7.4. Содержание общения в уличных играх: работа с тех­никой, автомототехникой, посещение кино, игра на гитаре, бесцельные времяпрепровождения, выпивки, курение, азар­тные игры и т. д.

8. Самооценка личности.

8.1. Уровень самооценки:

  • адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);
  • завышенная (некритичен по отношению к себе, преуве­личивает свои положительные возможности и достижения);
  • заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).

8.2. Какими бы чертами хотел обладать, от каких бы хотел избавиться.

9. Особенности поведения.            

  1. Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются. Возможные мотивы их совершения.
  2. Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодически, систематически), их характер: грубость, дра­ки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках.
  3. Правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, попытка к насилию, жестокое обраще­ние с животными, проявление садистских наклонностей, гру­бые нарушения общественного порядка (хулиганство).
  4. Отношение к своим поступкам: равнодушен, пережи­вает, оправдывает, осуждает.
  5. Как относится к педагогическим воздействиям: с оже­сточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования.

   С какого срока состоит на профилактическом учете в ИДН или на внутришкольном (внутриучрежденческом) контроле.


Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.