Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 97 человек

Советы для педагогов

Дата: 11 октября в 12:32, Обновлено 16 октября в 10:19

Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки

учащихся к предметной олимпиаде

        Подготовка и участие в предметной олимпиаде – это тяжелый, напряженный и ответственный процесс, требующий от учащегося и педагога максимального напряжения сил, мобилизация всех резервов знаний, мышления, памяти и нервов.

Возникает проблема: «Как организовать подготовку учащегося к олимпиаде так, чтобы максимально раскрыть его интеллектуально-творческий потенциал, не нанося при этом удар по его психологическому и физическому здоровью?»

Решение этой проблемы зависит от четкой, согласованной и слаженной работы учителя, учащегося, родителей и педагога-психолога.

До недавнего времени, традиционная система школьного обучения опиралась на стандартизированные методы, рассчитанные на «усредненного» ученика, которые не дают возможность уделить должного внимания его индивидуальности.

В процессе подготовки одаренного ребенка необходимо исходить прежде всего от его индивидуальности. Основой данного процесса должна стать выработка у учащегося индивидуального стиля деятельности, который позволяет с одной стороны рассматривать процесс подготовки к олимпиаде, как результат индивидуальной работы учащегося, а с другой – комплексно учитывает его индивидуально-психологические особенности.

Е.А.Климов рассматривал индивидуальный стиль деятельности (ИСД), как своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с требованиями деятельности. Формирование индивидуального стиля деятельности, по мнению Е.А.Климова, - это путь достижения оптимальной продуктивности деятельности.

Помочь учащемуся выработать свой индивидуальный стиль деятельности, наполнить деятельность личностным смыслом – задача, которую ставят перед собой педагоги-предметники и педагог-психолог нашей школы в процессе подготовки учащихся к олимпиадам.

Система психолого-педагогического сопровождения учащихся к предметным олимпиадам состоит из следующих этапов:

  1. Выработка у учащихся позитивной мотивационной стратегии.
  2. Формирование целей и осознание путей их реализации.
  3. Выделение задач и средств.
  4. Поиск внутренних ресурсов и возможностей.
  5. Научная организация труда учащегося.

Остановимся более конкретно на  каждом этапе сопровождения.

I этап. Выработка у учащихся позитивной мотивационной стратегии.

Целью данного этапа является выделение и осознание уч-ся мотивов участия в олимпиаде и принятие их, как личностнозначимых. Мотив-предмет, побуждающий и направляющий деятельность учащегося.

         Для определения ведущих мотивов участия учащихся в олимпиаде, я применяю следующие психодиагностические методики:

  • психологическое интервью;
  • тест-опросник «Мотивация успеха и боязни неудач» (авт. А.А.Реан)
  • опросник «Мотивы учебной деятельности»
  • методика диагностики личности на мотивацию к успеху (авт. Т.Элерс).

         Как правило, у учащихся определяется комплекс мотивов различной направленности:

  • самореализация («Узнать, на что я способен», «Определить уровень моих знаний»);
  • социальные мотивы («Быть лучше остальных. Стать гордостью школы», «Чтобы мною гордились родители», «Сохранить особое отношение учителя. Ведь он вложил в меня столько сил».
  • прогностические мотивы («Участие (диплом) в олимпиаде поможет при поступлении в ВУЗ»);
  • мотив направленности на успех или избегание неудач.

         Работа по определению и принятию уч-ся мотивов дает направление и предметный ориентир в развитии деятельности по подготовке и участию в олимпиаде.

II этап. Формирование целей и осознание путей их реализации.

         Цель – сознательный образ желаемого результата.

         Определение и осознание целей («Что я хочу получить в результате участия в олимпиаде?») происходит в ходе психологического тренинга (техника Псиъхосинтез). Упражнения «Времена года моей души», «Волшебная лавка», «Стрела» позволяют не только понять и принять свои цели как бы «изнутри», но и скорректировать мотивы боязни неудач, внести позитивную направленность и снять высокую тревожность учащихся.

         Конкретные цели в определенных направлениях учебного предмета определяет учитель-предметник и сам ученик. Идеально, когда цели ученика и учителя совпадают и становятся общими.

         Есть правило, которое нужно соблюдать при постановке цели: «Цель должна быть сформулирована в позитиве. Сознание не принимает предлога «не». Говори, что ты хочешь, а нетто, чего не хочешь». Можно привести такой пример: «Попробуйте представить себе человека, не падающего с 5 этажа. Это сложно. Гораздо проще представить человека, стоящего на 5 этаже». Так и цель. Скажешь: «Не хочу волноваться» – получишь противоположный результат. Скажешь: «Хочу быть спокойным» - получишь то, что приказал себе.

         В результате у учащихся должны выработаться следующие положения:

  1. Что конкретно я хочу от участия в олимпиаде?
  2. Насколько этот результат зависит от меня?
  3. Какие конкретно люди и как могут помочь мне в этом?
  4. Как я собираюсь достичь цели? Мой первый шаг?
  5. Если добьюсь своей цели, как изменяется моя жизнь.

III этап. Выделение задач и средств.

         Выделение задач и средств в достижении целей происходит непосредственно на занятиях учащегося с педагогом-предметником.

         Психолог на этом этапе проводит индивидуальные консультации по запросам педагога и учащегося.

IV этап. Поиск внутренних ресурсов и возможностей.

         Цель – выделение и активизация внутренних ресурсов и возможностей личности учащегося.

         Реализация данной цели происходит в ходе участия учащегося в психологическом тренинге Личностного роста, через упражнения на самопознание и самоактуализацию своего «Я».

         Останавливаться подробно на методике и содержании данного этапа не имеет смысла, т.к. в арсенале школьных психологов имеются аналогичные программы тренингов.

         В условиях сложных эмоциональных реакций (а к ним относится олимпиада) у многих учащихся наблюдаются резкие сдвиги в функциях сердца, дыхания и желез внутренней секреции, частота пульса доходит до 130 ударов в минуту, повышается давление до 180 мм. Многие ребята отмечают, что находятся в состоянии страха и тревоги, в отдельных случаях нарушается сон. Некоторые, чтобы успокоиться, принимают искусственные стимуляторы и фармакологические средства, которые после некоторого кратковременного действия приводят к ослаблению функций коры мозга.

V этап. Научная организация труда учащегося.

         Цель – обучить уч-ся наиболее продуктивному способу  научной организации труда, снятие высокого уровня тревожности и профилактика «эмоционального выгорания» перед олимпиадой.

         Данный этап включает в себя:

  1. Проведение тестирования «Как ты готовишься к занятиям», «Организованный ли Вы человек», «Совы и жаворонки». Данные тесты помогают определить сильные и слабые стороны индивидуального стиля деятельности уч-ся.
  2. Лекции на темы: «Как работать с учебной и научной литературой», «Составление конспекта», «Организуй свое время», «День накануне олимпиады». Данная информация поможет распределить экономию время, средства и силы, избавиться от перегрузок.
  3. Тренинговые занятия с целью снятия тревожности перед олимпиадой, нормализация эмоционального состояния уч-ся. Данные занятия включают в себя упражнения на самопрезентацию, повышение уверенности в себе; элементы самовнушения и релаксации.

Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения уч-ся при подготовке к олимпиаде – работа динамичная, комплексная и творческая.

Работа с талантливыми детьми заставляет  педагога-психолога быть в постоянном поиске новых приемов и методов. Но основной принцип в работе с «одаренными» должен, по-моему, стать принцип «Не навреди. Не убей то, что заложено природой. Дай прорасти и расцвести».

Задача взрослых, как педагогического коллектива, так и родителей, создать для ребенка условия, обеспечивающие его личностный рост, по мнению американского психолога Дж.Гауэна «Уютную, безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвратиться, если будет напуган своими открытиями».

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
  2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
  3. Волков Н.П. Много ли в школе талантов? М., 1989.
  4. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
  5. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1996.
  6. Справочник практического психолога. М., 2007.
  7. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Мн., 1995.

При подготовке учащихся к олимпиаде нужно придерживаться нескольких принципов

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой и картой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
2.Принцип активность знаний.
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
3. Принцип опережающего уровня сложности.
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
5. Напутственное слово учителя.
На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике  выполнения  заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают «Главное не победа, главное участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя».
За два три дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.
6. Принцип «ненасилия над психикой».
Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что  при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Я придерживаюсь «золотой» середины, чтобы не отбить желание у учащихся заниматься. Неприемлем  принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.
При подготовке к олимпиаде и вообще при работе с детьми стараюсь избегать двух крайностей – возведения ученика на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой – публичного принижения достоинств и игнорирования интеллектуальных успехов по предмету. А так же надо помнить, что систематические отрицательные оценки разрушают недостаточно окрепшую познавательную потребность и задатки одаренности.

Система подготовки участников олимпиад:
— базовая школьная подготовка по предмету;
— подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы,научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
— самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
— целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).


Подготовка школьников к олимпиадам

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
— подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года
— элективные  курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
—  индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения
— использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы)
— уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач
—  использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через
— наблюдения в ходе уроков;
—  организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
— оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам
2. Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет
— реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
— уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая  других, они будут совершенствовать и свои знания)
 —Работать по  принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)
3.Планируем работу.
— при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности
— оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
— предусмотреть возможность отдыха, релаксации
— не превращать работу группы в пустое времяпровождение
— наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
— основной  формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы
4.Расширяем кругозор:
— читаем книги, журналы
— работаем в Интернете
— общаемся дистанционно
— участвуем в интенсивных школах и т.д.
5. Решаем задачи.
— нужно стремиться дать каждому члену группы  свободу выбора,  индивидуальную образовательную траекторию
— создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
6. Работаем руками.
Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами,  приборами и т. д.
7. И не останавливаемся.
Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?
— зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)
— зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.
— целевое изучение  литературы
— создание опорных схем, таблиц и т.д.


Антистрессовые приемы:

9 профилактических правил для всех и каждого.

Наша жизнь набрала такой бешенный темп, что начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному "цивилизованному" человеку не попасть в "стрессовый плен". Вот что, к примеру, рекомендуют специалисты:

  1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте, прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке.
  2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет в ответ вам то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.
  3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если вам после занятий не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.
  4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). для того, чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5 литра в день.
  5. По меньшей мере, раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы "вредно" (можно, например, "чуть-чуть" нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше или позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того,  что вы станете ипохондриком.
  6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки – без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.
  7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.
  8. Включите в свой рацион картофель, бананы, сливочное масло, шоколад. Эти продукты содержат вещества, являющиеся антидепрессантами., поэтому они активно способствуют улучшению настроения.
  9. Купите (если у вас еще нет такового) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.